Форма входа

Друзья сайта



  • Rambler's Top100

Наш опрос

Оцените наш сайт
Всего ответов: 820




Пятница, 26.04.2024, 00:37
Приветствую Вас Гость | RSS
PravZnak - Православные знакомства
Главная | Регистрация | Вход
Благословенная Оптина. - Форум


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Православный Форум » Святые места, Паломничества, Путешествия » Благословенная Оптина. (Тема посвещенна монастырю Оптина пустынь и её старцам.)
Благословенная Оптина.
АртёмкаGSMДата: Среда, 04.03.2009, 22:40 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 47
Репутация: 2
Статус: Offline
История монастыря
Свято-Введенский монастырь Оптина Пустынь - один из древнейших монастырей России, расположенный на берегу реки Жиздры недалеко от города Козельска. Происхождение Оптиной остается неизвестным. Можно предполагать, что строили ее не князья и бояре, а сами подвижники по призванию свыше покаянными слезами, трудом и молитвой.
Когда воцарилась на Руси династия Романовых, обители были пожертвованы земли. При Петре I для умножения государственных доходов на монастыри налагались пошлины. Малочисленные пустыньки, в том числе Оптина, были упразднены. Братия в 1724 году переведены в Преображенский монастырь города Белева. Однако в 1726 году по прошению стольника Андрея Шепелева, поданному в Святейший Синод, Оптина Пустынь вновь была открыта. Но монастырь оказался без всяких средств, почти на пустом поле. Несмотря на попечение окрестных бояр, период оскудения продолжался и во время царствования Екатерины II.
1797 год был достопамятен для всех русских обителей милостивым вниманием к ним императора Павла Петровича. По указа от 18 декабря, Оптина Пустынь, в числе прочих, получила по 300 рублей в год "на вечные времена". Сверх того пожалована Пустыни мукомольная мельница и пруд. Эта царская милость не мало способствовала начальному благоустойству обители.
Очень важной вехой в истории Оптиной пустыни был приход к власти митрополита Филарета, который поддерживал установление старчества в монастыре. Как любитель безмолвной пустынной жизни он весьма много покровительствовал пустынной обители Оптиной, нередко посещая ее, проживая иногда (во время постов) по целым неделям. Именно он основал в 1821 году при пустыни скит во имя Св. Иоанна Предтечи, первого "новоблагодатного" пустынножителя. Филарет позвал туда отшельников из Рославльских лесов - Моисея и Антония, а также трех других монахов. Это были праученики Паисия Величковского, который видел в старчестве важнейший способ возрождения душ человеческих.
Святость ушедших времен вновь оживает, возрождаясь в образе особого благодатного дарования - старчества.
Начало старчества в Оптиной Пустыни относится ко времени переселения в нее преп. Льва в 1829году. До этого времени почти все оптинские монахи, в основном, обращали внимание на внешнюю сторону монашества: псалмопение, пост, бдение, молитву с поклонами - и в этом полагали сущность монашества; внутреннюю же его сторону, совершенствование духа, оставляли в забвении: каждый жил по своим понятиям, подвизался, как умел.


Сообщение отредактировал АртёмкаGSM - Среда, 04.03.2009, 22:57
 
pravznakДата: Среда, 04.03.2009, 22:57 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 105
Репутация: 4
Статус: Offline
чудесное место Оптина Пустынь!

Благостное Святое место! бывал там не единожды, очень понравилось!

 
АртёмкаGSMДата: Среда, 04.03.2009, 23:01 | Сообщение # 3
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 47
Репутация: 2
Статус: Offline
Препп. Моисей и Антоний были хорошо знакомы с творениями отцов-подвижников, знали о необходимости духовного руководства как важного условия иноческой жизни и желали ввести его в Оптиной Пустыни. Но при тогдашних духовных силах оптинской братии не было лиц, которые могли бы положить начало старчеству: сам преп. Моисей был перегружен сложными настоятельскими обязанностями, а преп. Антоний был слаб здоровьем, чтобы взять на себя введение старчества, обычая для многих братии совершенно незнакомого и тяжелого, так как оно требовало постоянного внимания к самым малейшим движениям мысли и сердца. Для этого необходим был человек, опытный в духовно-аскетической жизни, обладающий даром рассуждения, твердый и смелый, который мог бы преодолеть все препятствия на пути к его утверждению.

Именно таким и был старец Лев. Ему поручил преп. Моисей руководство братией. Многие из тех, кто привык за долгие годы монашества только к внешнему деланию, не понимали, что значит борьба со страстями, очищение сердца от дурных наклонностей путем откровения помыслов, послушание. Для некоторых же введение старчества казалось пустым делом и чуть ли не ересью.

Добавлено (04.03.2009, 22:59)
---------------------------------------------
Старчество в Оптиной Пустьни основывалось на тех началах, которые проводил в своей деятельности преп. Паисий Величковский (1794 г.). У преп. Паисия все было обращено на внутреннюю сторону иноческой жизни. Он же указывал и на один из главных источников иноческого воспитания - чтение святоотеческих творений и правильное их применение в монашеской жизни. До середины XIX века большинство переводов преп. Паисия оставались в рукописях, пока наконец не были изданы в Оптиной Пустьши. Усердием преп. Макария и его помощников переведены и изданы греческие и славянские труды святых отцов, в которых имелись необходимые советы и руководства как для старцев оптины, так и для их учеников. Чтение святоотеческих книг старцы ставили первым занятием инока в свободное от Богослужения время, и постепенно оно стало обязательным для всей братии. Было введено откровение помыслов - ежедневное исповедание своих мыслей и чувств как неотъемлемое условие для достижения духовного совершенства. Во главу всех советов и наставлений оптинские старцы ставили смирение как сущность христианской жизни. Временем полного утверждения старчества можно считать начало 1840-х годов. Старчество укрепилось благодаря деятельности преп. Макария, и продолжало процветать при преп. Амвросии и последующих их великих преемниках.
Период с 1830 по 1861 считается периодом истинного расцвета Оптиной во всех отношениях. Материальное достояние Пустыни значительно поправилось. К 1862 году Оптинское братство простиралось уже до 150-ти человек, в том числе одних иеромонахов было 20.
Примерно с 1892 года начался период, когда к религии, православию относились скептически, даже враждебно; поэтому Оптина Пустынь как бы отошла в тень, о ней забыли, что позволило большевикам уничтожить эту Богоугодную обитель без особого политического вреда для себя. В 1923 году храмы монастыря были официально закрыты, в нем устроена лесопилка, а в скиту - дом отдыха.
В 1987 году Свято-Введенская Оптина пустынь пережила свое второе рождение. 17 ноября 1987 года сохранившиеся монастырские постройки были возвращены Русской Православной Церкви, и 3 июня 1988 года в обители началось богослужение, сначала в надвратной церкви, а затем в Введенском соборе.
В 1988 г. преподобный Амвросий Оптинский был прославлен Поместным Собором Русской Православной Церкви (память празднуется 10(23) октября). В Свято-Введенской Оптиной пустыни были обретены святые мощи преподобного старца и помещены в Веденском соборе обители.
26-27 июля 1996 г. были причислены к лику местночтимых святых Оптиной пустыни остальные тринадцать преподобных оптинских старцев и установлено им обшее Соборное празднование 11(24) октября, а в 2000 году они были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Добавлено (04.03.2009, 23:01)
---------------------------------------------

Quote (pravznak)
чудесное место Оптина Пустынь!
Благостное Святое место! бывал там не единожды, очень понравилось!

Завидую тебе брате, завистью белою!
 
pravznakДата: Среда, 04.03.2009, 23:04 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 105
Репутация: 4
Статус: Offline
Quote (АртёмкаGSM)
Завидую тебе брате, завистью белою!

Наш Березовский храм не очень далеко от Оптиной, где-то час на машине, так что по возможности бываем!)

 
АртёмкаGSMДата: Среда, 04.03.2009, 23:13 | Сообщение # 5
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 47
Репутация: 2
Статус: Offline
Житие прп.Льва оптинского.
Прп.Лев был большого роста, величественный, в молодости обладавший баснословной силой, сохранивший до старости лет, несмотря на полноту, грацию и плавность в движениях.
Говорил басом, немного юродствовал, шутил, но это всегда имело скрытый назидательный смысл. Вся жизнь старца была выражением евангельской любви. Он читал в душе каждого из приходивших к нему все их сокровенные помыслы и тайные, забытые грехи. В случае необходимости без приготовления, открыто и искренно возвещал слово истины.
Родился первый Оптинский старец преподобный Лев (в миру Лев Данилович Наголкин) в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии. В молодости он служил приказчиком по торговым делам, объездил всю Россию, узнал людей всех сословий, приобрел житейский опыт, который пригодился ему в годы его старчествования, когда приходили к нему люди за духовными советами.
В 1797 году преподобный оставил мир и вступил в число братии Оптиной пустыни при игумене Авраамии, а через два года перешел в Белобережский (Орловской губернии) монастырь, где в то время настоятелем был иеромонах Василий (Кишкин), подвижник высокой духовной жизни.
В 1801 году послушник Лев был пострижен в мантию с именем Леонид, в том же году 22 декабря рукоположен в иеродиакона, а 24 декабря в иеромонаха. Живя в монастыре, он проводил дни в трудах и молитве, подавая пример истинного послушания. Однажды, когда отец Леонид только что вернулся с сенокоса, настоятель велел ему петь всенощную. Как был, усталый и голодный, отец Леонид пошел на клирос и вдвоем с братом пропел всю службу.
В 1804 году преподобный становится настоятелем Белобережской пустыни. До этого он недолго жил в Чолнском монастыре, где встретился с учеником молдавского старца Паисия (Величковского) отцом Феодором и стал его преданным учеником. Старец Феодор научил преподобного Льва, тогда еще отца Леонида, высшему монашескому деланию — умной молитве. С этого времени они подвизаются вместе. Через четыре года отец Леонид оставил должность настоятеля и удалился с отцом Феодором и отцом Клеопой в тихую лесную келию. Но духовные дары подвижников стали привлекать в их уединение все больше народу, и они стремясь к безмолвию, ушли в один из скитов Валаамского монастыря. На Валааме они прожили шесть лет. Но когда их высокая жизнь стала привлекать к себе внимание, они снова ушли, стремясь к безмолвию, на этот раз в Александро-Свирский монастырь. Там отец Феодор преставился в 1822 году.
Прикрепления: 2545518.jpg (18.2 Kb)
 
СкромноваДата: Среда, 04.03.2009, 23:13 | Сообщение # 6
Сержант
Группа: Проверенные
Сообщений: 30
Репутация: 0
Статус: Offline
У нас в Храме Мощи Преподобных Старцев( всегда чувствую их помощь)..Мечта побывать в Оптиной...(вернее уже, цель)
 
АртёмкаGSMДата: Среда, 04.03.2009, 23:15 | Сообщение # 7
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 47
Репутация: 2
Статус: Offline
В 1829 году преподобный Лев вместе с шестью учениками прибыл в Оптину пустынь. Настоятель, преподобный Моисей, зная духовную опытность преподобного Льва, поручил ему окормлять братию и богомольцев. Вскоре в Оптину прибыл и преподобный Макарий. Еще иноком Площанской пустыни он познакомился с преподобным Львом и теперь пришел под его духовное руководство. Он становится ближайшим учеником, сотаинником и помощником во время старчествования преподобного Льва.
Преподобный Лев обладал многими духовными дарованиями. Был у него и дар исцеления. Приводили к нему многих бесноватых. Одна из них как увидела старца, упала перед ним и закричала страшным голосом: «Вот этот-то седой меня выгонит: был я в Киеве, в Москве, в Воронеже, никто меня не гнал, а теперь-то я выйду!» Когда преподобный прочитал над женщиной молитву и помазал маслом из лампадки, горевшей пред образом Владимирской Богоматери, бес вышел.
Победа над бесами, конечно, была одержана преподобным Львом только после победы над своими страстями. Никто не видел его возмущенным от страшного гнева и раздражения, не слыхал от него слов нетерпения и ропота. Спокойствие и христианская радость не оставляла его. Преподобный Лев все время творил Иисусову молитву, внешне пребывая с людьми, внутренне всегда пребывал с Богом. На вопрос своего ученика: «Батюшка! Как вы приобрели такие духовные дарования?» — преподобный ответил: «Живи проще, Бог и тебя не оставит и явит милость Свою».
Старчество преподобного Льва продолжалось двенадцать лет и принесло великую духовную пользу. Чудеса, совершаемые преподобным, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему, окружали его, и всем им как мог помогал преподобный. Иеромонах Леонид (будущий наместник Троице-Сергиевой лавры) писал, что простой люд говорил ему о старце: «Да он для нас, бедных, неразумных, пуще отца родного. Мы без него, почитай, сироты круглые».
Не без скорби приближался преподобный Лев к концу своей многотрудной жизни, о близости которого имел предчувствие. В июне 1841 года он посетил Тихонову пустынь, где по его благословению начала строиться трапеза. «Не увижу я, видно, вашу новую трапезу, — говорил преподобный Лев, — едва ли до зимы доживу, здесь уже больше не буду». В сентябре 1841 года он начал заметно слабеть, перестал вкушать пищу и ежедневно причащался Святых Христовых Таин. В день кончины преподобного, 11/24 октября 1841 года, служили всенощную в честь памяти святых отцев семи Вселенских Соборов.

Добавлено (04.03.2009, 23:15)
---------------------------------------------
Наставления прп.Льва.
Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, поступки и обращение к тебе других, если же ты не видишь в них любви, то это потому, что ты сам в себе любви не имеешь.
***
Где смирение, там и простота, а сия Божия отрасль не испытывает судеб Божиих.
***
Бог не презирает молитвы, но желания их иногда не исполняет единственно для того, чтобы по Божественному Своему намерению устроить все лучше. Что бы было, если бы Бог – Всеведец — совершенно исполнял наши желания? Я думаю, хотя не утверждаю, что все земнородные погибли.
***
Живущие без внимания к самим себе, никогда не удостоятся посещения благодати.
***
Когда не имеете спокойствия — знайте, что не имеете в себе смирения. Это Господь явил следующими словами, кои вместе с тем показывают, где искать спокойствия. Он сказал: Научитеся от Мене, яко кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29).

 
АртёмкаGSMДата: Среда, 04.03.2009, 23:20 | Сообщение # 8
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 47
Репутация: 2
Статус: Offline
Житие прп. Макария оптинского.

Михаил Николаевич Иванов - таково мирское имя преподобного Макария. Он родился 20 ноября 1788 года в семье орловских дворян, рос тихим, болезненным мальчиком. Любил книги, музыку, уединение. Он рано лишился матери, которая любила его и выделяла среди других детей: "Чувствует мое сердце, что из этого ребенка выйдет что-то необыкновенное".
После кончины обоих родителей Михаил, поделив наследство между братьями, оставил службу в финансовом ведомстве и поселился в своем поместье. Однако мирская жизнь его не интересовала.
О внешности старца Макария жизнеописатель говорит так: - "Лицо - ничем, с первого взгляда, не поражающее, даже по обыкновенным понятиям о красоте физической, вовсе некрасивое, с печатью постоянного самоуглубления, на вид более строгое, нежели ласковое. Но такова сила благодати Божией, что лицо это, служа зеркалом чистой, любвеобильной и смиренной души, сияло какою-то неземною красотою, отражая в себе то или другое из свойств внутреннего человека, - плодов Духа, исчисленных Апостолом. Взор тих, слово смиренно и чуждо дерзновения. Вообще в нем было редкое соединение ума и детской простоты, величия и вместе тихости и смирения, делавших его доступным для всех и каждого".
В 1810 году Михаил отправился на богомолье в Площанскую Пустынь и в мир уже не вернулся. В этой Пустыни преп. Макарий встретился со старцем Афанасием, учеником старца Паисия (Величковского), и обрел в его лице чуткого духовного наставника. Как ближайший ученик преп. Паисия, старец Афанасий занимался исследованием и переводами святоотеческой литературы. Привезя из Молдавии много текстов, он приобщил к этому важному труду своего ученика, преп. Макария. Позднее, уже в Оптиной, куда преп. Макарий перешел в 1834 году, он продолжил труд, начатый его учителем. Его духовным наставником в Оптиной стал преп. Лев, которому преп. Макарий полностью вверял свою волю, не дерзая предпринимать что-либо без его благословения. Благодаря преп. старцу Макарию были изданы собранные в Оптиной рукописи и переводы преп. Паисия (Величковского). Большую помощь в этом ему оказывали духовные чада - супруги Киреевские. Под влиянием преп. Макария возникла целая школа издателей и переводчиков духовной литературы, в которой так нуждалась православная Россия, укрепилась связь между Оптинским старчеством и русской интеллигенцией. На исповедь и благословение к преп. Макарию приезжали А. К. Толстой и И. С. Хомяков, Н. В Гоголь и А. Н. Муравьев.
Семь лет преп. старцы Лев и Макарий руководили духовной жизнью братии и многих тысяч людей. Известен такой случай: к преп. Макарию привели одного бесноватого, который ничего ранее о старце не знал и никогда его не видел. Бесноватый, бросившись к приближающемуся старцу с криком: "Макарий идет, Макарий идет!" - ударил его по щеке. Преподобный тут же подставил другую щеку, а больной рухнул на пол без чувств. Очнулся он исцеленным. Бес не смог перенести великого смирения старца.
По смерти старца Льва вся тяжесть подвига духовного руководства братией легла на отца Макария. Тихая радость о Господе никогда не покидала этого святого делателя, целившего и души, и тела. Помазуя елеем из лампады, горевшей в его келлии перед чтимою им Владимирскою иконою, Старец приносил великую пользу больным телом, и случаи таких исцелений немалочисленны. Особенно часты были исцеления бесноватых.
Даровал Господь преп. Макарию и дар духовного рас суждения. Каждому приходящему к нему на откровение своей совести он подавал врачество, приличное немощи. Его смиренное слово было и словом действенным, словом со властию, ибо оно заставляло повиноваться и верить неверующего. Смирение проявлялось во внешности преподобного, в виде его одежды, в каждом движении. Лицо его было светло от постоянной Иисусовой молитвы, творимой им, оно сияло духовной радостью и любовью к ближнему.
За два года до своей кончины преп. Макарий принял великую схиму. До самой смерти преподобный принимал духовных чад и паломников, наставляя и благословляя их.
7/20 сентября 1860 года, через час после принятия Святых Христовых Тайн, преподобный отец наш Макарий мирно отошел ко Господу.

Добавлено (04.03.2009, 23:20)
---------------------------------------------
Наставления прп.Макария.
На вопрос ваш, в чем состоит счастливая жизнь, в блеске ли, славе и богатстве, или в тихой, мирной, семейной жизни, скажу, что я согласен с последним, да еще прибавлю: жизнь, проходимая с неукоризненною совестью и со смирением, доставляет мир. спокойствие и истинное счастие. А богатство, честь, слава и высокое достоинство нередко бывают причиною многих грехов, и ненадежно это счастие.
***
Люди большею частию желают и ищут благоденствия в сей жизни, а скорбей стараются избегать. И кажется, что это очень хорошо и приятно, но всегдашнее благоденствие и счастие человеку вредит. Он впадает в различные страсти и грехи и прогневляет Господа, а проходящие скорбную жизнь более приближаются ко Господу и удобнее получают спасение, потому Господь отрадную жизнь назвал пространным путем: широкие врата и пространный путь вводят в пагубу и мнози суть ходящие им (Мф. 7, 13), а скорбную жизнь назвал: узкий путь и тесные врата вводят в живот вечный, и мало их есть, иже обретают его (Мф. 7, 14). Итак, по любви своей к нам Господь, провидя могущую быть пользу, кто того достоин, многих сводит с пространного пути, а поставляет на узкий и прискорбный путь, чтобы терпением болезней и скорбей устроить их спасение и даровать жизнь вечную.
***
...Вам хочется не только быть хорошею и ничего не иметь худого, но и видеть себя таковою. Желание похвально, а чтобы видеть свои добрые качества, это уже есть пища самолюбию. Да хоть бы мы все поведенное сотворили — все должны считать себя неключими рабами, а мы, и во всем быв неисправны, не имеем в мыслях себя таковыми, а потому и смущаемся, вместо того, чтобы смириться. Потому нам Бог и не подает силы к исполнению, чтобы мы не возносились, а смирялись и приобрели бы залог смирения. И когда оно будет у нас, то и добродетели будут у нас тверды и оное не попустит нам возноситься.
***
Мы, скудоумные, думая устроить свое состояние, печалимся, суетимся, лишаем себя покоя, исполняем оставление долга веры за суетами, для того, чтобы оставить детям хорошее имение. Но знаем ли мы, послужит ли оное им пользою? Не видим ли детей, оставшихся с богатством, но глупому сыну не в помощь богатство — и оное только послужило им поводом к худой нравственности. Надобно пещися оставить детям добрый пример своей жизни и воспитать их в страхе Божием и в заповедях Его, это их главное богатство. Когда будем искать Царства Божия и правды Его, то cue здешнее и нужная вся нам приложатся (Мф. 6, 33). Вы скажете: нельзя этого сделать; нынче свет требует не этого, но другого! Хорошо; но вы родили детей для света ли только, а не для будущей жизни? Утешайте себя словом Божиим: аще мiр вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавидел (Ин. 15, 18), а мудрование плотское — вражда на Бога: закону 6о Божию не покоряется, ниже бо может (Рим. 8, 7). Не желайте быть детям вашим от славных мира, но чтоб были добрые люди, покорные дети, а когда Бог устроит,— добрые супруги, нежные родители, попечительные о подвластных, любовные ко всем и к врагам снисходительные.
***
...Вы имеете желание приблизить себя к Богу и получить спасение. В этом состоит весь долг каждого христианина, но сие совершается чрез исполнение заповедей Божиих, которые состоят все в любви к Богу и ближнему и простираются до влюбления врагов. Читайте Евангелие, там найдете путь, истину и живот, сохраняйте Православную веру и уставы Святой Церкви, поучайтесь в писаниях церковных пастырей и учителей и соображайте жизнь свою по их учениям. Но одни правила молитвенные не могут нам принести пользы... советую стараться сколько можно обращать внимание ваше на дела любви к ближним: в отношении к матушке вашей, супруге и детям, пещись о воспитании их в Православной вере и доброй нравственности к подчиненным вам людям и ко всем ближним. Св. Апостол Павел, исчисляя разные виды добродетелей и подвигов самоотвержения, говорит: “аще сотворю сие и сие, любве же не имам, ни кая польза ми есть”.

Прикрепления: 8409099.jpg (15.4 Kb)
 
РомашкаДата: Четверг, 05.03.2009, 11:52 | Сообщение # 9
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 44
Репутация: 1
Статус: Offline
Эххх, не была в Оптиной, а сердцем чувствую-надо!
 
АртёмкаGSMДата: Четверг, 05.03.2009, 12:31 | Сообщение # 10
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 47
Репутация: 2
Статус: Offline
Оптина - болезнь сердца моего......
 
ШаруманаДата: Четверг, 05.03.2009, 14:51 | Сообщение # 11
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 322
Репутация: 2
Статус: Offline
АртёмкаGSM,
Очень поучительно. Спасибо biggrin


Шаруманище
 
АртёмкаGSMДата: Четверг, 05.03.2009, 21:50 | Сообщение # 12
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 47
Репутация: 2
Статус: Offline
Житие прп.Моисея оптинского.
Архимандрит Моисей родился 15 января 1782 года в благочестивой семье Путиловых в городе Борисоглебске. Он и его два брата приняли монашество и были настоятелями обителей. На могильном памятнике их отца начертаны имена его строителей: "Путиловы дети: Моисей, Игумен Оптинской Пустыни; Исайя, Игумен Саровской Пустыни; Антоний, Игумен Малоярославецкаго Николаевскаго Монастыря". Все три брата были великие подвижники христианского духа.

Значение о. Моисея не только в том, что он создал внешний расцвет Оптиной Пустыни, но и возможность ее духовного расцвета создалась благодаря его сотрудничеству со старцами Львом и Макарием. Сам он с молодых лет понял сущность и глубину духовной жизни. С ним беседует в Москве прозорливая старица Досифея и направляет его в Саровскую обитель, где он принимает духовные наставления от самого преподобного Серафима. Далее о. Моисей подвизался среди пустынников в Рославльских лесах на подобие древних египетских отцов, проводя 6 дней в одиночества, в вычитывании ежедневного круга богослужений и в умной молитве и сходясь в Воскресный день с другими старцами для совместной молитвы. На Пасху, Рождество и другие великие праздники приходил священник и приобщал всех запасными дарами. В 1812 году нашествие французов прерывает пустынножительство о. Моисея, который поступает в Белобережскую пустынь и здесь встречает трех выдающихся подвижников: о. Феодора, Клеопу (учеников Паисия Величковскаго) и их спостника о. Леонида, незадолго перед этим бывшим строителем этой обители. Это три великих имени в истории русского монашества. Встреча с о. Леонидом была промыслительна. Когда о. Моисей после основания им оптинского скита (в 1825 г.) сделался настоятелем всей обители (1826), в скит прибыл о. Леонид (1829) и положил начало старчеству. Благодаря тому, что о. Моисей прошел тот же духовный путь внутреннего делания, что и о. Леонид, между обоими строгими подвижниками было глубокое взаимное понимание, полное единодушие в полном смысле этого слова. И если епархиальное начальство не понимало сущности старчества и преследовало старца Леонида (в схимe Льва), то о. Моисей, бывши и сам на одинаковом духовном уровне со старцем Львом, понимал великое значение старчества и между Старцем и Настоятелем никогда не бывало малейшего трения. Таким образом старчество, процветавшее в Оптиной, обязано всецело своим существовавшем отцу Моисею.

Сам строгий постник и подвижник, о. Моисей преисполнен был самой нежной любовью к людям и был сострадателен к их погрешностям. Вот один из множества примеров: в обители работал печник, плутовавший и неисправно работавший. О. Архимандрит решил его рассчитать, но печник просил прощенья и обещал исправиться. О. Архимандрит простил его и снова нанял. Эконом, узнав об этом, говорит о. Моисею: "Батюшка! Вы опять того печника наняли, ведь он плут, как и Вам хорошо известно" - "Да, ведь он бедный, человек, я видел, что на нем и рубашки-то нет, а только кафтан, надобно ему помочь, притом он обещал исправиться". "Батюшка, когда же он исправится? Он известный негодяй!" "Как! человек хочет исправиться, а ты говоришь, что он негодяй, это ты негодяй! Ступай!" Так эконом и ушел.

Неподражаемо было искусство о. Архимандрита говорить с каждым в его тоне; с образованными на их языке, а с средними сообразно с их понятиями и их образом речи. Он хорошо понимал потребность каждого. С удивительным искусством старался он всегда избегать среди бесед разговора о людях в смысле их осуждения. "Да, кто же может это одобрить" - скажет он мягко.

"Слово его было сладко, встреча радовала, приветствие его было драгоценно, так всегда было обдуманно и нежно. Эта прекрасная душа ни перед кем не оставалась в долгу" (Игумен Антоний Бочков). По взаимным жалобам взысканий не делал и только внушал: "Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов". Однако самочиния, нерадения или небрежности в деле исполнения послушания не любил и умел в случае надобности вразумить, кого требовалось. Состраданье к бедным о. Моисея не имело предела. Разорившийся торговец привез продавать негодную сбрую. О. Моисей ее купил и на упрек эконома: "все гнилье, на что вы это купили?" - ответил: "Экой ты, брат, какой, ведь продавал то человек бедный и у него пятеро детей, все равно надобно ему и так помочь". Таких случаев множество. Не отказывая бедным в помощи, питая множество странников и в трапезе и на гостинице и все бесплатно, когда монастырь сам нуждался в средствах, о. Архимандрит нередко предпринимал и новые постройки с целью прокормить бедных людей из окрестных жителей. Он построил огромную ограду вокруг монастыря. "Ничего нет, хлеба даже у братии нет, а он этакую огромную постройку ведет. И повел, и повел, да так без перерыва и довел ее до конца, а ограда то какая, несколько домов каменных можно из нее выстроить".

 
АртёмкаGSMДата: Четверг, 05.03.2009, 21:54 | Сообщение # 13
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 47
Репутация: 2
Статус: Offline
Однажды был пожар, сделавший убыток на 2 тысячи. Вынесли на пожар чудотворную икону Казанской Бoжиeй Матери. Стали с ней против ветра, и последний изменил свое направление, обратился в лес и пожар был потушен. О. Моисей после выразился о пожаре так: "да, уж нельзя не подумать, что это плоды моих грехов. Беды ходят по людям, а не по лесу. Приятен Богу человек в пещи смирения. И так благо мне, что смирил меня Господь." Иоанн Лествичник говорит: "Где не присутствует свет, там все мрачно и где нет смиренномудрия, там все нечисто и суетно".

Всю жизнь о. Архимандрита можно выразить такими словами: он жил сокровенно в Боге. Среди непрестанных забот и попечений внешних, нем был "потаенный сердца человек в неистлении кроткого и молчаливого духа" (1 Петр. 3, 4).

Одна игуменья, окруженная сестрами встретила о. Моисея на дороге. Все они ему поклонились, прося благословения, но он, всегда приветливый, шел не замечая никого. Игуменья громко назвала его имя, он очнулся, удивился, что около него целая толпа людей, стал извиняться. Но выражение лица его, орошенное слезами свидетельствовало в каком состоянии его застигли. Он настолько углубился в молитву, что не заметил монахинь.

"Сам то я хуже всех", часто повторял о. Архимандрит; "другие может быть только думают, что они хуже всех, а я на самом деле дознался, что я хуже всех". Сбывались на нем слова прп. Аввы Дорофея: "Как деревья, когда на них бывает много плодов, то самые плоды преклоняют ветви к низу и нагибают их, так и душа, когда смиряется, тогда приносит плоды и чем более приносит плода, тем более смиряется, ибо и святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными". На вопрос одного иеромонаха о келейном правиле о. Моисей сказал: "да, я прежде различныя правила исполнял, а теперь мне осталось одно только правило - мытарево: "Боже, милостив буди мне грешному" (Лк. 18, 13).

Так смиренно выражался о себе Старец, но близко знавшим и понимавшим его жизнь было очевидно в нем не только "деяние", но в "видении восход", т. е. созерцательная молитва и богатство дарований. О. Архимандрит Моисей успел благополучно скрыть себя от людей, почему при жизни его многие, не знавшие его близко считали его, хотя и хорошим, но обыкновенным человеком: только духовные мужи, "востязующие вся", по слову Апостола (1 Кор. 2, 15), ощущали благоухание добродетелей о. Моисея и считали его высоко-духовным Старцем, не напрасно проведшем жизнь свою в трудах и подвигах. На нем исполнились слова Св. Епископа Нифонта: "в последнее время те, которые по истине будут служить Богу, благополучно скроют себя от людей и не будут совершать среди них знамений и чудес, как в настоящее время, но пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся больше Отцев, прославившихся знамениями (Варсануфий Великий, Москва 1855 г., стр. 654).

Добавлено (05.03.2009, 21:54)
---------------------------------------------
Наставления прп.Моисея.
Если кому когда милование какое-нибудь сделаете — за то помилованы будете.
***
Если постраждете со страждующим (невелико, кажется, сие) — с мученики счисляетесь.
***
Если простите обидящего, и за сие не только все грехи ваши простятся, но дщерью Отца Небесного бываешь.
***
Если помолишься от сердца о спасении, хотя и мало, спасешься.
***
Если укоришь себя, обвинишь и осудишь себя пред Богом за грехи, совестью чувствуемые, и за то оправдана будешь.
Если исповедуешь грехи свои пред Богом, за сие вам прощение и мзда.
***
Если попечалуешь о грехах или умилишься, или прослезишься, или воздохнешь, воздыхание твое не утаится от Него: “Не таится бо от Него,— говорит св. Симеон,— капля слезная, ниже капли часть некая”. А св. Златоуст глаголет: “Аще посетуеши точию о гресех, то приимет Он в вину твоего спасения”.
***
Поверяй самого себя каждодневно: что ты посеял на счет будущего века, пшеницу или терние? Испытавши себя, располагайся к исправлению лучшего на следующий день и таким образом всю жизнь проводи. Ежели плохо проведен был день настоящий, так что ты ни молитвы порядочно Богу не принес, ни сокрушился сердцем ни однажды, ни смирился в мысли, ни милостыни или милостыню никому не сделал, ни простил виноватого, ни стерпел оскорбления, напротив же того, не воздержался от гнева, не воздержался в словах, пище, питие, или в нечистых мыслях ум свой погружал, все сие рассмотрев по совести, осуди себя и положись на следующий день быть внимательнее во благое и осторожнее в злое.

Прикрепления: 8510191.jpg (15.5 Kb)
 
Форум » Православный Форум » Святые места, Паломничества, Путешествия » Благословенная Оптина. (Тема посвещенна монастырю Оптина пустынь и её старцам.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024