Св. крещению предшествуют особые молитвы. В первый же день, по рождении младенца, Св. Церковь устами священника творит молитвы у постели родительницы о спасении матери и младенца, о прощении грехов, так как все мы "в беззакониях зачинаемся и во грехах рождаемся" (пс. 50). Священник молится также о том, чтобы Господь укрепил силы матери и ее младенца, послал им ангелов светлых, сохранил их от всякого злого призора. В это же время обыкновенно нарекается священником имя младенцу в честь того святого, который приходится на день рождения, или на день крещения. Впрочем имя для новорожденного могут избрать и сами родители. "Святое имя есть первая и самая главная собственность младенца и дается ему затем, чтобы он, придя в сознание, изучил жизнь своего святого, подражал его добродетелям, призывал его в ежедневных молитвах, а святой был бы ему небесным покровителем и ходатаем перед Богом. Поэтому родители, или восприемники, должны приобрести для младенца икону его святого и житие и научить его со временем молитве: "Святый угодниче Божий, (имя), моли Бога о мне". В день же своего ангела (в день имянин) надлежит в крайнем случае - отслужить святому молебствие и затем, по мере силы, оказать помощь бедным. День имянин нужно провести трезво и свято, чтобы не оскорбить и не прогневать своего небесного покровителя". На восьмой день по рождении, или ранее - если младенец слаб, не говоря про другие уважительные причины, совершается таинство крещения. Без крещения нет спасения (Мр. 16, 16), нельзя принадлежать к Церкви Христовой и войти в Царствие Божие (Иоан. 3, 5). Крещение есть дверь в Церковь Христову, поэтому некрещенному нельзя принимать Св. Причастие и другие Таинства. При крещении верующий, или младенец по вере родителей и восприемников, отрекается от диавола и всех дел его и при троекратном погружении в освященную воду во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф. 28, 19), очищается от всех грехов, т.е. наследственного греха (Адамова) и грехов личных, и вместе с тем рождается в жизнь духовную, святую. Православное крещение "едино", так как совершается один раз в жизни, подобно тому как однажды человек рождается на свет от матери. На крещаемого надевается белая рубашка в знак его чистоты душевной и возглагается на него крест в знак того, что он верует во Христа, за нас распятого на кресте, а еще в знак того, что он в жизни своей должен терпеливо с надеждою на Бога нести свой крест (тяготу житейскую) до своей могилы. При мальчике восприемник (крестный отец, или кум) должен быть обязательно православный, а при девочке - православная крестная мать, так как восприемники обязываются пред Св. Церковью заботиться о воспитании своих крестников в православной вере и благочестии. Если новорожденный очень слаб, а священник живет в отдалении, или находится в отлучке, то ребенок должен быть немедленно окрещен всяким православным благочестивым христианином (мужчиной), или христианкою (женщиной). В таких случаях над приготовленной водой прочитываются начальные молитвы (см. "Краткое молитвенное правило") и "Верую", а затем ребенок погружается три раза в воду, как написано выше, при словах: Крещается раб Божий (или раба, здесь нареки имя), - во имя Отца, Аминь, (1-й раз погрузи в воду) и Сына, Аминь, (2-й раз погрузи) и Св. Духа, Аминь, (в 3-й раз погрузи). Если ребенок не три раза погружен, или если он крещен не во имя Отца и Сына, и Св. Духа, - такое крещение недействительно и его нужно повторить, т.е. совершить в точности согласно указанному выше. Если после крещения, совершенного мирянином, слабый младенец остается жив, то священник восполняет такое крещение молитвами и совершением таинства миропомазания. Крещеных младенцев нужно почаще носить в церковь для св. Причастия (о чем должна заботиться и крестная мать), исключая тех великопостных дней, когда нет Литургии или когда совершается Литургия преждеосвященных даров. Поднося к Св. Чаше ребенка, нужно держать его на правой руке, разбудить его, если спит, назвать его имя и заботиться о том, чтобы он не махал своими ручками, или ножками, - во избежание пролития Св. Даров.