Нужна ли православная психология? - Форум

Форма входа

Друзья сайта



  • Rambler's Top100

Наш опрос

Оцените наш сайт
Всего ответов: 814




Воскресенье, 04.12.2016, 17:15
Приветствую Вас Гость | RSS
PravZnak - Православные знакомства
Главная | Регистрация | Вход
Нужна ли православная психология? - Форум


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: rusgirl 
Форум » Православный Форум » Психология в Православии » Нужна ли православная психология? (Вот такое мнение педагога-психолога светсткой школы...)
Нужна ли православная психология?
rusgirlДата: Среда, 25.02.2009, 23:07 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 41
Репутация: 0
Статус: Offline
Обсудим тему?..

МЕСТО ПРАВОСЛАВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ДЕЛЕ ЛИЧНОГО СПАСЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (из опыта работы: концептуальные основы деятельности. Автор К-ва Ирина Викторовна).

Любая психология и светская, и православная в практическом своем аспекте предназначена для двух основных целей:
1. для обслуживание задач земной жизни ( проблемы личностного развития, семейные проблемы, карьера, сопровождение болезненных состояний и т.д. и т.п.).
2. для решения проблемы глобальной тревоги по поводу конечности человеческой жизни.

Любые жизненные проблемы и нужды приводят человека к душевным переживаниям, степень которых колеблется от легкой до крайне тяжелой и несовместимой с жизнью. Наблюдения показывают, что именно в данной ситуации востребована помощь специалистов в области душепопечения.
Есть интересное место у архимандрита Фотия (Спасского 1792-1832) в его труде "Одиннадцать бесед о страстях в вопросах и ответах - душевное врачевство от Божественного писания и от святых отец душою страждущим" (ДИОПТРА-ЛАДАН, Санкт-Петербург, 2007):
"Вопрос: Что делать во время тяжкой печали, в час горести и туги?
Ответ: Если ни молитва, ни псалмопение, ни чтение, ни рукоделие, ни беседы душеполезные, ни иное что другое не возмогут утолить горестной печали; в то время требующему можно употребить мало нечто того, еже веселит сердце человека, и уснуть. Воздержному же подвижнику в час тяжкой печали, аще имеет дар слез, горесть печали растворять слезами; аще же ни - вкусив сладостной пищи упокоить себя сном. Ибо печаль после сна, или совсем отходит, или умаляет силу свою."
Я, конечно, отдаю себе отчет в том, что это написано для серьезно занимающихся духовным деланием монахов. И только хочу указать на то, что даже монахам в случае печали( одной из 8 главных страстей), которая "помрачает ум и безмерным сокрушением снедает сердце" даются такие послабления. Кроме того в духовной литературе попадался совет о том, что в процессе духовной брани рекомендуется открывать помыслы единомысленному брату.
В современных условиях душевные брани людей резко усилились. В первую очередь в связи с тем, что утеряна культура православного сознания, которая привентивно давала представление о тех внутренних процессах , которые могут иметь место в психике. И сейчас мы больше знаем как ракету запустить, чем то, как управиться внутри себя. А проблем, поступающих извне все больше и больше: и в любви неудачи, и с мужем сложно, и на работе сокращение, и карьера не получается и денег как всегда не хватает...А внутренние ресурсы без должного управления уже "пищат". Средства для отвлечения, конечно, есть, но многие из них не так уж безопасны. "Единомысленный брат" наш, порой, и сам в тревоге по поводу все того же экономического кризиса. Мудрецы попадаются все больше знающие толк в средствах обольщения, добывания денег, отмщения обидчику,смешивания коктейлей и т.д.
Вот здесь, мне кажется, и самое место православной психологогии, психотерапии и психиатрии. Что -то вроде "беседы, слез, сна, сладостной пищи и чтения"у арх.Фотия или открытия помыслов у других святых отцов. Безусловно одни методики подойдут для решения задач экзистенциального существования, а другие для озвучивания смысложизненных ориентиров. Можно сделать многое, чтобы не дать уму помрачиться и у него хватило сил увидеть дорогу к храму.
Однако рекомендуют помнить: "Никто не может придти ко Мне,…если то не дано будет ему свыше" (Ин. 6,65). Мне кажется, что одним из аспектов нравственного подвига психолога может быть способность удержать себя от навязчивой пропаганды православизма, от глубочайшего вторжения в жизнь человека. В данной ситуации лучше говорить на языке культурологии: "Православные полагают, что это место в Евангелии имеет такой -то смысл...", "Правдой является то, что Иисус Христос воскрес". Это речь о "своем" для "чужих" (фраза дьякона Андрея Кураева).
Вот таковым мне видится место православного психолога как профессионального душепопечителя в современных условиях жизни. Оно мне показалось ясно указанным и в наше время достаточно востребованным в качестве важного средства при состояниях печали и уныния для предотвращения помрачения ума, а по возможности и его перемены (собственно, это основное значение слова "покаяние").

 
pravznakДата: Среда, 25.02.2009, 23:26 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 105
Репутация: 4
Статус: Offline
Оль, а ведь раньше на Руси психологов то не было, и Батюшки их функцию выполняли...

и как мне кажется и сейчас в роли Православных Психологов должны выступать в первую очередь священники....

 
ЕленаДата: Суббота, 28.02.2009, 15:09 | Сообщение # 3
Сержант
Группа: Модераторы
Сообщений: 22
Репутация: 0
Статус: Offline
+1 к ответу Ильи, полностью согласна
 
РомашкаДата: Четверг, 05.03.2009, 23:13 | Сообщение # 4
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 44
Репутация: 1
Статус: Offline
Думаю, что роль православного психолога должна сводиться к тому, чтобы привести в конечном итоге человека в храм. Все больше убеждаюсь, что в Церкви есть все потребные средства для исцеления души.
 
Форум » Православный Форум » Психология в Православии » Нужна ли православная психология? (Вот такое мнение педагога-психолога светсткой школы...)
Страница 1 из 11
Поиск:


Copyright MyCorp © 2016