Психология в православии - Форум

Форма входа

Друзья сайта



  • Rambler's Top100

Наш опрос

Оцените наш сайт
Всего ответов: 814




Пятница, 09.12.2016, 16:28
Приветствую Вас Гость | RSS
PravZnak - Православные знакомства
Главная | Регистрация | Вход
Психология в православии - Форум


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: rusgirl 
Форум » Православный Форум » Психология в Православии » Психология в православии (Итак... начнем...)
Психология в православии
rusgirlДата: Среда, 25.02.2009, 22:27 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 41
Репутация: 0
Статус: Offline
Психология (греч. psiсhe — душа) — наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков — проблема души (Аристотель, «О душе» и др.). В XVII—XVIII вв. на основе механистической философии складывается детерминистский подход к психике. В середине XIX в. на стыке с физиологией возникает экспериментальная психология (психофизика, психофизиология и др.). Главные течения психологии XX в. — гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ; в начале 1960-х гг. сложились (преимущественно в США) гуманистическая психология, когнитивная психология. Отрасли психологии: психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, инженерная психология, психолингвистика, этнопсихология и др.
В последнее время все активней заявляет о себе православная психология. Итак… о ней и поговорим, друзья!:)
 
pravznakДата: Среда, 25.02.2009, 22:30 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 105
Репутация: 4
Статус: Offline
не знаю почему, а я вот раньше думал, что психология, явно не православная наука.....

оказывается я ошибался?

 
rusgirlДата: Среда, 25.02.2009, 22:38 | Сообщение # 3
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 41
Репутация: 0
Статус: Offline
Многих сегодня интересует вопрос: чем отличаются задачи пастыря и задачи психолога?

Вот что думают об этом специалисты...

Например, православный психолог Т.А. Флоренская (1936-1999) писала:

Наша задача - помочь больному в исцелении, то есть в восстановлении его целостности. Разлад в душе, болезни являются следствием греха. Здесь важно, опираясь на четкие христианские ценности, выявить, какие законы духовной жизни нарушил человек и помочь ему пройти путь покаяния. Когда человек впервые встречается со своей греховностью, он может испытать ужас, и возможны два исхода - самоубийство или покаяние. Покаяние - это отвержение некоторых частей своего наличного "Я" и принятие духовного "Я".

Задачи пастыря же Тамара Александровна определяла таким образом, что священник может в разной форме показать целительность следования законам духовной жизни. Он может поддержать голос духовного "Я" человека на его языке. При этом большую роль играет соотнесение трех языков - евангельского, психологического и собственно языка самого пришедшего человека.

Православный психиатр проф. Д.Е. Мелехов (1899-1979) к компетенции врача-терапевта относил соматические и биологические причины болезни, психотерапевта - психотравмирующие причины, дефекты воспитания, опытного духовника - преодоление моральных причин, запущенности страстной, желательной части души, мобилизация сил на осознание своей болезни и активное противостояние ей, пользуясь в необходимых случаях помощью врача, а главное - помощь в движении к покаянию, к исторжению из души самых корней болезни.

Дмитрий Евгеньевич считал, что священник может рекомендовать своему чаду обратиться за медицинской помощью в следующих случаях:

1. Припадки истерические, эпилептические, смешанные, негативно-вазомоторные.
2. Нарастающее падение работоспособности, утомляемость, прогрессирующее снижение памяти и интеллектуальных способностей.
3. Резкое и прогрессирующее изменение основных черт характера, немотивированное и независимое от внешних условий развитие возбудимости, холодности, злобности, жестокости, тревожности, эмоциональной неустойчивости.
4. Повторяющиеся обманы зрения, слуха, обоняния, тактильные обманы (патологические ощущения в коже), ощущения воздействия электротоком и т.д.
5. Глубокие и стойкие, или часто рецидивирующие состояния депрессии, тоски с безнадежностью, унынием, в особенности с мыслями о самоубийстве или состояния беспричинной веселости с беспорядочной повышенной активностью, неконтролируемым наплывом мыслей и переоценкой своих возможностей".
6. Неуправляемые, насильственные, навязчивые мысли, наплывы беспорядочных мыслей, непроизвольные остановки и обрывы в ходе логического процесса; ощущение искусственных, не своих, "сделанных", внушенных мыслей, возникающих, по мнению больного, под воздействием электротока, гипноза, радиоволн или бесоодержимости.
7. Яркие и повторяющиеся состояния "озарения", видения, голоса, не вытекающие из прежнего опыта и чуждые общей структуре личности.
8. Непреодолимая власть грубых биологических влечений, "хульных" мыслей, чуждых для основного ядра личности, уныния, отчаяния и мыслей о самоубийстве.
9. Крайняя гордость, уверенность в правильности своих ошибочных суждений, вопреки очевидной реальности и объективному мнению окружающих (бредовые идеи ревности, изобретательства, реформаторства в гражданской и церковной жизни). Или, наоборот, комплекс приниженности, самоуничижения или проявления тайной гордости и эгоцентризма.

Давайте и мы поразмышляем...

 
ШаруманаДата: Четверг, 26.02.2009, 13:11 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 322
Репутация: 2
Статус: Offline
Нужна ли психология верующему христианину?

Андрей Германович Фомин
Сегодня в церкви можно часто услышать вопрос: «зачем нам нужны психологи?» Они своими разговорами только смущают людей, подменяя священство и уводя народ с пути духовного на путь плотской и душевный.

Хочется надеяться, что таким вопросом задаются люди, живущие по Евангельским заповедям и правилам святых отцов, для которых современная психология действительно мало что может дать. Хотя даже им следовало бы учитывать тот факт, что науку о человеческой душе, о необходимости ее познания, о путях ее спасения святые отцы определяли как важнейшую из наук. В Священном Писании и творениях святых отцов содержится подробнейшее описание человека как внешнего, так и внутреннего. Однако этими знаниями можно воспользоваться лишь в том случае, если Господь открыл человеку очи духовные и он, увидев истинный Свет, получил дар видеть собственные грехи, растленную ими душу и различать духов, которые постоянно оказывают на нас своё воздействие. Такой психологии нельзя научиться у людей. Ей обучает сам Господь того, кто стремится это знание получить. «Ищите и обрящите, толците и отверзется вам» – говорится в Евангелии.

Но многие ли хотят получить это знание? Увы, вопросами внутренней духовной жизни в Церкви интересуются, по сути, единицы. Большинство же христиан даже не задумываются о том, что это за «видимый и невидимый мир», который сотворил Господь, кто такой «внутренний сокровенного сердца человек» и какую брань он ведет с духами злобы поднебесной. А ведь эта брань происходит ежесекундно в уме и в сердце человека.

Блажен тот, кто имеет духовного наставника, который руководит и помогает ему в невидимой брани. Конечно исповедь постом, когда духовный отец выслушивает малую толику наших грехов, поскольку на перечисление всех не хватило бы и недели, также даёт нам помощь и укрепление в духовной жизни. Но давайте честно зададимся вопросом: много ли из наших проблем разрешаются после исповеди и причастия? Исцеляются ли наши душа и тело, а если нет то почему? Конечно, можно ругать психологию, но только в том случае, если знаешь что и за какую вину ты осуждаешь целую науку, которую так высоко ставили святые отцы. Если же критика основана не на знаниях, а на вымыслах, то следовало бы потрудиться хотя бы услышать мнение специалиста, который психологией занимается профессионально.

Современная психология представлена двумя основными направлениями: психологией академической и психологией практической. Если первая занимается исследованием разного рада психических процессов и состояний, то вторая носит прикладной характер и занимается вопросами психологической помощи, психотерапии, психологического обеспечения учебного процесса, организационным консультированием и т. п. Современная психология практически не использует такие категории, как «дух» и «душа». Ничего не говорит психология и о невидимом мире, заменяя его термином семантическое пространство. Ничего не говорит психологическая наука и о Боге и о спасении души.

Вот видите, скажет нам удовлетворённый критик, вы сами сейчас указали на беспредметность и бессодержательность психологии. Однако подобная позиция как логически, так и с богословской точки зрения не основательна. Как Бог, так и душа, в её духовном понимании, не познаваемы и предметом науки, в современном смысле этого слова, быть не могут. Изучать можно лишь то, что подчиняется некоторым закономерностям, а не само это закономерности создаёт.


Шаруманище
 
ШаруманаДата: Четверг, 26.02.2009, 13:12 | Сообщение # 5
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 322
Репутация: 2
Статус: Offline
Продолжение...
Что же может исследовать академическая психология? Для того, чтобы ответить на этот вопрос с богословских позиций, необходимо вспомнить, что при сотворении в человеке Господь соединил два начала: природное, взяв персть от земли, и духовное, вдунув в человека дыхание жизни, в результате чего человек стал душою живою. Можно сказать, что сама душа, будучи источником жизни для тела, сама имеет источник жизни в Духе Святом. Когда Господь предупреждал прародителей рода человеческого о том, что, вкусив запретного плода, они в тот же момент умрут, то говорил не о смерти физической, а о смерти духовной, которая заключается в удалении души от источника жизни, каковым является Святой Дух. После грехопадения душа омертвела, отделившись кожаными ризами греха от своего создателя. В Иерусалимском храме роль этого средостения играла завеса, закрывавшая вход в Святая Святых. В тот момент, когда Господь испустил на кресте свой Божественный дух, завеса в храме разодралась надвое и то, что до этого служило непреодолимой преградой между Богом и человеком перестало существовать. Взяв на себя грехи мира, Господь освободил нас от великого бремени, но не освободил нас от свободы воли. Чтобы воспользоваться тем великим даром, которым удостоил нас Христос, необходимо добровольно отказаться от всего накопленного нами греховного багажа, возложив его на плечи Того, Кто может вынести всё человеческое несовершенство. Для этого необходима несомненная вера в Христа как в своего спасителя, соединение с ним в церковных таинствах и доверие своей жизни Его Святой воле. Эти условия являются необходимыми для оживления нашей души благодатью Святого Духа.

Но многие ли из нас по примеру святых возложили на Господа печаль свою и целиком вверили свою жизнь Его воли? Увы, большинство из нас, по словам апостола Павла, являемся не духовными, а душевными, плотскими. Имея в себе дух, призванный властвовать над природой, воплощая в ней волю Божию, мы сами подчинились законам своего же естества, став пленниками у плоти, а через неё и у духов злобы поднебесной, которые управляют нами «насильством смертного сего телесе». А для плотского человека нужна и плотская психология, которая, подобно тому, как анатомия описывает устроение мёртвого лишенного души тела, занималась бы исследованием души, отделенной от Бога, с духом зависимым от нашей греховной природы. И как анатомия даёт необходимые для лечения человека знания, так и современная психология может послужить не только средством решения индивидуальных и социальных проблем, но и источником знания о ветхом человеке, которого мы должны в себе знать и преодолевать ради нашего душевного спасения.

Конечно не всё в психологии, даже академической, надо принимать на веру. Будучи с одной стороны наукой эмпирической, с другой психология является продуктом своего времени, несущим на своих плечах его идеи, весьма далеко отстоящие от христианского понимания мира. Однако, Господь для того и дал нам разум и Закон свой, что бы мы могли отделять зерна от плевел, а не выпалывать всё подчистую. Да и как нам могут повредить объективные знания, отражающие свойства нашей внутренней природы, если при их использовании мы будем руководствоваться словами Священного писания и творениями святых отцов.

Отдельно надо сказать о современной практической психологии. Именно она вызывает у верующих наибольшее количество вопросов. Слова психоанализ, гештальт, трансперсональная психология и им подобные вызывают резко отрицательную реакцию у тех, кто знакомится с этими направлениями психотерапии по критическим брошюркам, которые можно приобрести в церковных лавках. Но давайте разберёмся в сути дела, а потом может быть сможем сделать и некоторые выводы.

Практическая психология и психотерапия занимаются вопросами нормализации внутренней жизни и межличностных отношений. При этом психотерапия не может не столкнуться с теми сторонами внутренней жизни человека, которые имеют духовное содержание. Не обладая духовным видением происходящего, психотерапевт пытается объяснить на языке, понятным клиенту, внутренние причины того, что с ним происходит.


Шаруманище
 
ШаруманаДата: Четверг, 26.02.2009, 13:17 | Сообщение # 6
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 322
Репутация: 2
Статус: Offline
Продолжение...
Задача психотерапевта с духовной точки зрения достаточно скромна. Она заключается в том, чтобы поддержать человека в критические моменты его жизни, помочь ему разобраться в тех внешних и внутренних причинах, которые лежат в основе его жизненных трудностей, отделить себя от тех ложных установок, которые регулируют всю структуру внутренних отношений, и сформировать новый взгляд на мир, в большей степени соответствующий объективной реальности. Поиск ответов внутри себя, избегание оценочной позиции, стремление к исправлению ложных взглядов и следующего за ним негативного поведения, установление доброжелательного отношения с окружающими, контроль над внутренними импульсами – всё это сближает профессиональную психотерапию с учением святых отцов и евангельскими заповедями. Это, естественно, не случайно. Ведь современная психотерапия формировалась в христианской культурной и языковой среде Западной Европы и Америки. Конечно, Фрейд внёс в психотерапию иудаизм, юнг оккультизм и язычество, позитивизм же и агностицизм присутствовали в ней изначально, однако все эти по сути антихристианские умопостроения не смогли уничтожить евангельского духа и любви к ближнему, которые принесло на Запад Христианство. Есть много мест в Евангелии, где Господь подчёркивает, что не тот, кто глаголет мне Господи, Господи, попадёт в Царствие Божие, а исполняющий волю Отца моего Небесного. Это и притча о добром Самарянине, и притча о Страшном Суде и гневная речь против фарисеев и многие другие места, говорящие о том, что не достаточно внешнего благочестия, но оно должно подтверждаться делами веры и любви к Богу и Его творениям. Можно критиковать современную психотерапию в том случае, если мы сами помогаем душевно и духовно страждущим обрести веру и покой в сердцах своих. Однако среди тех кто реально занимается проблемой христианского душепопечения обычно имеется уважительное отношение к своим коллегам, честно исполняющих свой долг, не смотря на то, что момент встречи с Господом для них ещё не настал. К сожалению, некоторые верующие, чувствуя на себе особое бремя миссионерского подвига, стремятся сокрушить врага везде и всюду, но только не в себе самом. Такие воинствующие христиане отпугнули множество людей желавших приобщиться к истинной вере своей нетерпимостью и невежеством.

Несколько слов хотелось бы сказать об искушениях психологией. Им подвержены некоторые христиане, которые в большинстве своём профессиональными психологами не являются. Причина данных искушений лежит в том, что человек слишком быстро поднимается на определённую духовную высоту, не имея для этого достаточного внутреннего основания и не разрешив те проблемы, которые соответствуют более ранним ступеням внутренней жизни. Это приводит к тому, что начинаются попытки внецерковного разрешения возникших трудностей. В этом не было бы ничего страшного, если бы духовный отец мог сам направить человека к специалисту. Но в силу сложившегося предубеждения по отношению к психотерапии и психологии, такое действие с его стороны встречается не часто. В результате психология становится плодом запретным для христианина и от того особенно желанным. В результате, познакомившись на собственном опыте с одним из направлений современной психотерапии, чаще всего имеющим явный коммерческий оттенок, такой христианин обнаруживает, что нашел там то, что так долго и безуспешно искал в церковной жизни, а именно интерес к своим внутренним проблемам, готовность помочь, ощущение явного и быстрого эффекта. Повторяю, ничего страшного бы не произошло, если бы полученный результат мог быть обсуждён с духовным отцом в контексте церковной жизни, но чаще всего этого не происходит. Внутренняя жизнь человека раздваивается на внутрипсихологическую и внутрицерковную, которые начинают конкурировать между собой. То, чего можно было легко избежать, и что могло бы взаимно обогатить друг друга, становится серьёзной проблемой.

Разумным подходом к психотерапии можно считать слова апостола Павла: «всё мне позволено, но не всё полезно, всё мне позволено, но ничто не должно обладать мною». Психотерапия, самопознание, психологическая коррекция позволены христианину, но не всегда и не во всех формах полезна. Тем более она не должна завладевать душой христианина, вытесняя из неё веру и духовную жизнь в Церкви. Другими словами, психотерапия может рассматриваться как способ эффективной психологической помощи на определённых ступенях духовной жизни, но не должна превращаться в страсть и предмет поклонения и особого почитания. Критикам должен заметить, что борьба с психологией только усиливает к ней интерес, и не как к возможности лучшего самопознания, а как к негативной духовной реальности, способной поглотить души неопытных христиан. Этим одни отвращаются от всякого самопознания, а другие, пренебрёгшие предостережением, оказываются в ситуации искусственно созданного внутреннего конфликта.


Шаруманище
 
alexxДата: Воскресенье, 01.03.2009, 14:30 | Сообщение # 7
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 108
Репутация: 2
Статус: Offline
Да не надо увлекаться заумными формулировками..Живите проще...и люди к вам потянуться biggrin

бровченко
 
ympo_nacxuДата: Четверг, 05.03.2009, 00:35 | Сообщение # 8
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 59
Репутация: 1
Статус: Offline
Согласен с Бровченко - текста перекачено много, а конкретики - ноль!

свящ. Віталій Ейсмонт
 
ШаруманаДата: Четверг, 05.03.2009, 13:07 | Сообщение # 9
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 322
Репутация: 2
Статус: Offline
ympo_nacxu,
В двух словах о психологии не скажешь, это же не чат, а форум. Вот и хотелось бы высказываний, хотя бы по поводу вышеприведенной статьи


Шаруманище
 
ГАМДата: Четверг, 05.03.2009, 17:22 | Сообщение # 10
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 17
Репутация: 2
Статус: Offline
Quote (rusgirl)
последнее время все активней заявляет о себе православная психология.

Это не может не радовать! Светская психология немало узнала о душе. Теперь пришло время мудро воспользоваться этими знаниями, а в этом вопросе православию равных нет!

Quote (rusgirl)
Дмитрий Евгеньевич считал, что священник может рекомендовать своему чаду обратиться за медицинской помощью в следующих случаях:

Священник не может, а должен порекомендовать обратиться к специалисту по любому вопросу, если сам в нем не компетентен!
Кто-то из священства все недуги беседой излечить может, а кто-то только...

Quote (Шарумана)
Задача психотерапевта с духовной точки зрения достаточно скромна. Она заключается в том, чтобы поддержать человека в критические моменты его жизни, помочь ему разобраться в тех внешних и внутренних причинах, которые лежат в основе его жизненных трудностей, отделить себя от тех ложных установок, которые регулируют всю структуру внутренних отношений, и сформировать новый взгляд на мир, в большей степени соответствующий объективной реальности.

Очень интересно посмотреть на духовный рост безбожника и на то, как он прививает "правильное" видение реальности и без того безрассудных пациентов.
Наука - это просто инструмент, средство и не более того, вне зависимости от того, какой области она касается. Нейтральна она по модулю. Православный или сатанист ей пользуется - вот в чем суть.
 
ШаруманаДата: Четверг, 05.03.2009, 22:11 | Сообщение # 11
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 322
Репутация: 2
Статус: Offline
Quote (ГАМ)
Православный или сатанист ей пользуется - вот в чем суть.

Вот здесь - в точку. Наука - это не догма, обтекаемая "вещь". Православный будет трактовать под себя, а сатанист будут то же выражение , к примеру, использовать себе на выгоду


Шаруманище
 
SirДата: Пятница, 06.03.2009, 10:52 | Сообщение # 12
Сержант
Группа: Модераторы
Сообщений: 27
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote
Вот здесь - в точку. Наука - это не догма, обтекаемая "вещь".

Вообще то любая наука базируется на догмах. Только догмы там называются аксиомами или постулатами.


Толерантность – это добродетель людей, ни во что не верящих
 
ympo_nacxuДата: Пятница, 06.03.2009, 16:51 | Сообщение # 13
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 59
Репутация: 1
Статус: Offline
ГАМ,
Quote (ГАМ)
Священник не может, а должен порекомендовать обратиться к специалисту по любому вопросу, если сам в нем не компетентен!
Кто-то из священства все недуги беседой излечить может, а кто-то только...

Мысль в принципе правильная, но слишком однобоко изложена. Кому-то очень нравится указывать на недостатки священства. Может, пора менять уже тон мысли? Ведь создается такое впечатление, что в психологии всё идеально (там одни "специалисты"), а в церкви...
b]Sir[/b],
Quote (Sir)
Вообще то любая наука базируется на догмах.

полностью согласен.

Психология, как и религия, имеет слишком много разветвлений. Поэтому говорить, что «психология это хорошо» так же бессмысленно, как и твердить, что «это плохо». Но первое даже опаснее второго, чему свидетельство уже имеющееся жуткое скрещивание православия с оккультизмом под названием «православная нейролингвистика» (НЛП-практика).


свящ. Віталій Ейсмонт
 
ШаруманаДата: Пятница, 06.03.2009, 17:45 | Сообщение # 14
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 322
Репутация: 2
Статус: Offline
ympo_nacxu,
Quote (ympo_nacxu)
Может, пора менять уже тон мысли? Ведь создается такое впечатление, что в психологии всё идеально (там одни "специалисты"), а в церкви...

Вы зря так. Можно начать с того, что мозг человека и его возможности изучены всего на сколько то ( не буду врать, не помню) процентов. Всего лишь малую часть мы изучили и попытались понять. То есть мы сами не знаем своих возможностей. Так как же может быть все идеально в психологии, когда эта наука все чаще сталкивается с необъяснимыми процессами , которые под стандартные аксиомы и постулаты (Sir) не подходят?

То же и в церкви, хотя там больше объяснений необъяснимому, простите за тавталогию.


Шаруманище
 
ympo_nacxuДата: Пятница, 06.03.2009, 20:23 | Сообщение # 15
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 59
Репутация: 1
Статус: Offline
Шарумана, согласен.

свящ. Віталій Ейсмонт
 
SirДата: Суббота, 07.03.2009, 20:54 | Сообщение # 16
Сержант
Группа: Модераторы
Сообщений: 27
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote
которые под стандартные аксиомы и постулаты (Sir) не подходят?

Аксиомы и постулаты могут быть разными. Но они всегда есть! Даже если вы скажите "Я отвергаю все догмы". Это будет та единственная догма в которую вы верите.
Как бы вы не отрезали у палки один конец у палки все равно будет 2 конца.
все на свете догматично!


Толерантность – это добродетель людей, ни во что не верящих
 
rusgirlДата: Воскресенье, 08.03.2009, 23:47 | Сообщение # 17
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 41
Репутация: 0
Статус: Offline
Спасибо большое всем за комментарии!:)
Позволю себе тоже высказаться по поводу поставленного вопроса…

Безусловно, у священника и психолога разные задачи. Полагаю, что психолог призван помочь человеку разобраться в себе, священник же - взглянуть на проблему по-христиански. Священник – служитель Таин Божиих, он способствует исцелению души человека. При этом не священник исцеляет душу человека, а Господь через священника. Психолог же имеет дело скорее с личностью, чем с душой. Психолог помогает приобрести человеку определенный внутренний опыт через внутренний самоанализ.

Потому представляется, что от помощи психолога-профессионала отказываться нельзя, если есть проблемы, в разрешении которых священник помочь не сможет. Нередко встречаются комментарии самих священников о том, что они не всегда в состоянии помочь в момент душевного кризиса. Наиболее распространенным примером могут послужить люди с обостренным чувством вины. Как утверждают священники, с этим состоянием им часто приходится сталкиваться на исповеди. Естественно, что чувство вины рождает покаяние, которое ведет к освобождению от греха. Но иногда чувство вины бывает деструктивным. Оно не ведет к покаянию, а становится источником душевного самоистязания и замыкания человека на себе и на своих проблемах. Человек себя может в чем-то постоянно обвинять, но это не ведет к покаянию, не вызывает желания изменить свою жизнь, а вызывает обычно неврозы.

Еще, как утверждают некоторые священники, сложность, как правило, представляют дети, подростки с неокрепшей психикой, потому без достаточных знаний особенностей детской и подростковой психологии также приходится нелегко давать какие-то советы.

Когда я изучала данный вопрос для себя, встретилась интересная статистика, согласно которой из 1000 опрошенных 890 в связи с душевным кризисом обратились бы к священнику, и лишь 110 – к психологу. Скорее всего, опрошенными явились люди православные (что очень хорошо, конечно!), и с задачами психолога они были не очень знакомы. Думается, что когда человек находится в тяжелом душевном состоянии, то чаще всего он проявляет доверие к тому, кто его понимает, кто стремится его понять. И собственно при общении с человеком, находящемся, так сказать, в состоянии беды, душевного дискомфорта, со стороны хоть священника, хоть психолога важно проявление заботы, уважения и любви к человеку. Ведь возвращение к нормальному состоянию или духовное выздоровление начинается только лишь тогда, когда человек чувствует, что в него поверили.

 
rusgirlДата: Воскресенье, 08.03.2009, 23:52 | Сообщение # 18
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 41
Репутация: 0
Статус: Offline
Очень интересными представляются встретившиеся мне на одном из православных сайтов ответы приходских священников из разных регионов России на вопрос о том, каким они видят сотрудничество священника и психолога.

Священник Андрей Лоргус (руководитель православной психологической консультации, декан факультета психологии Православного института имени Иоанна Богослова): – «Я думаю, что иногда священники действительно не справляются со своими пастырскими проблемами и со своими личными проблемами. Откуда это происходит? Видимо, при современной загруженности священника его приходскими обязанностями, часто у него не остается времени, чтобы погрузиться в страхи, в подробности семейных конфликтов и проблем. Кроме того, у многих нет специальной психологической подготовки для оказания помощи по разрешению указанных трудностей. А если психолог к тому же православный человек, то их взгляды не отличаются. Ведь в таком случае за их подготовкой стоит тогда не только профессионализм, но и принципы христианской антропологии».

Иеромонах Дионисий, насельник монастыря Саввы Освященного (г. Мелитополь): – "Сегодня ни одному монастырю, храму или христианской общине невозможно отказаться от услуг бухгалтера. Точно также нельзя отказаться и от помощи, которую предоставляют психологи, которые при условии высокой степени профессионализма приносят большую пользу".

Священник Андрей Суриков (Липецкая епархия): – "На исповедь часто стоит десятки человек, которых всех нужно поисповедовать за службу, до Причастия. В такой ситуации нет часто никакой возможности досконально разобраться в той или иной душевной проблемой, определить ее корень. Для помощи священнику в оказании помощи людям, у которых имеются те или иные внутренние трудности и нужен православный психолог".

Священник Сергий Лебедев: – "Лечить и помогать человеку в его жизненных трудностях и способствовать его душевному выздоровлению священник и врач-психотерапевт могут сообща. При таких совместных усилиях исцеление человека может произойти быстрее и полнее".

Священник Сергий Гончаров (Ивановская епархия): – "Это неверный подход, когда говорят, что такими серьезными социально-психологическими проблемами, как профилактика алкоголизма, наркомании, СПИДА должны заниматься только священники. Это явления многогранные, борьба и профилактика которых должна проводиться комплексно. Для этого необходимо привлекать и психологов, и социологов, и врачей, и священников".

 
ympo_nacxuДата: Понедельник, 09.03.2009, 00:31 | Сообщение # 19
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 59
Репутация: 1
Статус: Offline
rusgirl, Безусловно, сотрудничество православия и психологии не только возможно, но и необходимо. Другое дело, что психология при этом не должна противоречить православной морали.
Спасибо за комментарии. Серьезный подход. Это правда ТВОИ слова?


свящ. Віталій Ейсмонт
 
rusgirlДата: Понедельник, 09.03.2009, 00:39 | Сообщение # 20
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 41
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (ympo_nacxu)
rusgirl, Безусловно, сотрудничество православия и психологии не только возможно, но и необходимо. Другое дело, что психология при этом не должна противоречить православной морали.
Спасибо за комментарии. Серьезный подход. Это правда ТВОИ слова?

Спасибо smile Я много чего начиталась в свое время, потому слова возможно чьи-то повторяю, конечно smile Но мыслю именно так. Согласна, что психология не должна противоречить православной морали. Потому лучше, чтоб психолог был православным человеком!

 
ympo_nacxuДата: Четверг, 12.03.2009, 02:26 | Сообщение # 21
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 59
Репутация: 1
Статус: Offline
rusgirl,
Quote (rusgirl)
Священник – служитель Таин Божиих, он способствует исцелению души человека... Психолог же имеет дело скорее с личностью, чем с душой

Здесь непонятно, правда, что подразумевается под личностью и почему священник менее связан с личностью «пациента», чем сам психолог.Психолог, как и священник, обращает внимание, прежде всего, на душевное состояние человека, только смотрят они на проблемы психики под разными углами и разной глубиной видения, а коли так, то и диагноз болезни души (читай: греха) и метод его исцеления предлагается различный (вряд ли обычный неправославный психолог укажет на покаяние, ведь слово это отнюдь не медицинское).


свящ. Віталій Ейсмонт
 
rusgirlДата: Пятница, 13.03.2009, 00:22 | Сообщение # 22
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 41
Репутация: 0
Статус: Offline
ympo_nacxu, Батюшка, спасибо, вопрос очень интересный. В приведенном контексте я исходила, прежде всего, из понятия души. Несмотря на то, что психологию зачастую именуют наукой о душе (греч. psiсhe — душа), насколько мне известно, «душа» - это все же категория богословия. Не так ли? Современная же психология в действительности не слишком озабочена исследованиями души, хотя и не отказывается от использования слова «душа». Это слово порой применяется в психологии в переносном смысле (т.е. как метафора) или даже как синоним понятий «психика», «внутренний мир человека», «духовная жизнь». Ведь для богословия «душа» – это тайна, реальность возникновения которой невозможно понять с помощью духовного опыта. И действительно ведь сложно сформулировать… душа как сущность, как исток, как жизнь… Много понятий встречается и ничего конкретного. А нужно ли вообще пытаться понять эту тайну? А когда я говорила, что психолог имеет дело, прежде всего, с личностью, я имела ввиду такую структуру личности (в упрощенном варианте) как темперамент + характер + социальные установки… Простите, если что..., это лишь мое мнение…
 
rusgirlДата: Пятница, 13.03.2009, 00:23 | Сообщение # 23
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 41
Репутация: 0
Статус: Offline
ympo_nacxu, Потому... лучше, как я уже говорила выше, чтоб психолог был православным человеком...
 
ympo_nacxuДата: Пятница, 13.03.2009, 18:43 | Сообщение # 24
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 59
Репутация: 1
Статус: Offline
rusgirl,
Quote (rusgirl)
для богословия «душа» – это тайна, реальность возникновения которой невозможно понять с помощью духовного опыта. И действительно ведь сложно сформулировать… душа как сущность, как исток, как жизнь… Много понятий встречается и ничего конкретного. А нужно ли вообще пытаться понять эту тайну?

Для православного богословия (не только богословия, а мировоззрения вообще, включая мировоззрение старых бабулек) душа не просто тайна, не сакральная абстракция, а конкретная реальность, как и тело.
Можно ли понять ее «тайну»? Не можно, а нужно – мы обязаны проникать во все тайники души, чтобы про-светив ее духовным светом покаяния, вынести все залежи хлама из лабиринтов души. И чем она будет чище, тем лучше мы будем в дальнейшем ВИДЕТЬ, тем лучше будет открываться наше духовное око, тем глубже и шире будут горизонты его зрения.


свящ. Віталій Ейсмонт
 
rusgirlДата: Пятница, 13.03.2009, 21:35 | Сообщение # 25
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 41
Репутация: 0
Статус: Offline
ympo_nacxu, Батюшка, скорее всего, мы друг друга не поняли… Я имела в виду, что душа является тайной в смысле невозможности познания нами с помощью собственного душевного опыта реальности ее возникновения (т.е. творения), а не невозможности вообще познания своей собственной души… И говорила я это лишь для того, чтобы попытаться ответить на Ваш вопрос, почему психология имеет дело с личностью, а не душой. Если бы психология серьезно задалась вопросом о том, что такое душа, то ее бы интересовала и реальность ее возникновения… Потому психология ограничивается пониманием души как психики, внутреннего мира и т.п.
Простите, что возможно не совсем понятно ранее изложила свою мысль…
 
ympo_nacxuДата: Суббота, 14.03.2009, 14:01 | Сообщение # 26
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 59
Репутация: 1
Статус: Offline
rusgirl, Да, возможно мы друг друга поняли, как строители Вавилонской башни во время смешения языков...
Quote (rusgirl)
Потому психология ограничивается пониманием души как психики, внутреннего мира и т.п.

Странно, что психологи, говоря о состоянии души (психика, внутренний мир), совсем не подразумевает саму душу. Это похоже на то, когда говоря о господине, подразумевают лишь его имение (приточный блудный сын из Евангелия). Это не касается исключительно всей психологии, но в классическом понимании квазинауки это так. Получается, что совесть - это проявление непонятно чего...


свящ. Віталій Ейсмонт
 
Форум » Православный Форум » Психология в Православии » Психология в православии (Итак... начнем...)
Страница 1 из 11
Поиск:


Copyright MyCorp © 2016