Великий Пост. - Форум

Форма входа

Друзья сайта



  • Rambler's Top100

Наш опрос

Оцените наш сайт
Всего ответов: 814




Понедельник, 05.12.2016, 07:25
Приветствую Вас Гость | RSS
PravZnak - Православные знакомства
Главная | Регистрация | Вход
Великий Пост. - Форум


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Шарумана 
Форум » Православный Форум » Православная кухня » Великий Пост. (Общая статья. Экскурс в прошлое)
Великий Пост.
ТанюшаУмницаДата: Среда, 25.02.2009, 20:12 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 14
Репутация: 1
Статус: Offline
Великий пост составляет сорок дней, так называемую Великую четыредесятницу. Он является образом сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне

Следующие восемь дней — Лазарева суббота, Вербное воскресенье и шесть дней Страстной седмицы — посвящены воспоминанию Страстей Спасителя и событий, которые им предшествовали.

По церковному уставу запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения — мяса, молока, яиц, рыбы. С понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Рыба разрешается всего два раза: на Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и на Вербное Воскресенье. В Лазареву субботу разрешается икра. В остальные субботы и воскресенья поста, Великий Четверток (Страстной Четверг) и в дни некоторых особо чтимых святых (например, сорока Севастийских мучеников — 22 марта, святителя Григория Двоеслова — 25 марта) разрешается растительное масло.

Первый день поста — Чистый понедельник — и предпоследний — Великий Пяток (Страстную Пятницу) — рекомендуется проводить без пищи.

Разумное воздержание полезно. Наоборот, неумеренность — причина болезней. Церковь облегчает тяготы поста для беременных женщин, больных, престарелых, людей, занятых тяжелым трудом. Чтобы пост служил укреплению, мало лишь отказа от «тяжелой» для пищеварения пищи — мяса, жиров. Нужно исключить любые злоупотребления — пряностями, острой, соленой, кислой, сладкой, жареной пищей.

«Истинный пост, — учит святитель Иоанн Златоуст, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления. Пост — уничтожение смерти и освобождение от гнева. Пост и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но, становясь легким, укрепляется для принятия даров. Постящиеся знают, как пост укрощает пожелания. (…) смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, облегчает тело, устраняет невоздержание...».

 
ШаруманаДата: Среда, 25.02.2009, 20:20 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 322
Репутация: 2
Статус: Offline
Великий пост
(02.03.2009-18.04.2009г.)

Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя,
то не утруждай себя постом и молитвой... Бог не примет тебя.
Преподобный Ефрем Сирин

Традиция Великого Поста возникла в древней Руси и до настоящего времени сохранилась в основном в Православной Церкви.
В православных странах жизнь во время Великого поста кардинально менялась: закрывались театры, бани, игры, прекращалась торговля мясом, на первой неделе Поста и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, закрывались все государственные учреждения. По свидетельству историков, благочестивые люди на Руси в первые дни Великого поста без необходимости не выходили из своих домов.
Первая седмица Великого поста отличается особенною строгостью, а Богослужение особенной продолжительностью.

В первые четыре дня, (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом поверии читается канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: "Помилуй меня, Боже, помилуй меня". В этом каноне приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового Завета, применительно к нравственному состоянию души человека, оплакивающего свои грехи, Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству его тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30).

Православные всегда стараются не пропустить эти удивительные службы с чтением канона.

В пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии происходит освящение "колива" т. е. отваренной пшеницы с медом, в память Св. Великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. В 362 году он явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали пищу, оскверненную идоложертвенной кровью императором Юлианом Отступником, но употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы).


Шаруманище
 
ШаруманаДата: Среда, 25.02.2009, 20:22 | Сообщение # 3
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 322
Репутация: 2
Статус: Offline
В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое "Торжество православия", установленное при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания святых икон. Во время этого праздника выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях (высокие столики для икон) храмовые иконы. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божьей Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращение на путь истинный всех отступивших от Церкви.

Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы, жившего в 14 веке. Согласно с православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих Своим благодатным светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится Святой Крест. Все верующие покланяются Кресту, в это время поется: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим.

Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются "крестопоклонными".

В четвертое воскресенье вспоминается великий подвижник VI века - святой Иоанн Лествичник, который с 17 до 60 лет подвизался на Синайской горе и в своем творении "Лествица Рая" изобразил путь постепенного восхождение человека к духовному совершенствованию, как по лестнице, возводящей от земли к вечно пребывающей славе.

В четверг на пятой неделе совершается так называемое "стояние Св. Марии Египетской". Жизнь Св. Марии Египетской - великой грешницы, которая смогла искренне покаяться в совершенных грехах и долгие годы провела в пустыне в покаянии - должна убеждать всех в неизреченном милосердии Божьем.

В субботу на пятой неделе совершается "Похвала Пресвятой Богородице": читается великий акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов.

В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской.

В субботу на 6-ой неделе на Утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря.

Шестое воскресенье Великого Поста - великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот иначе называется Вербным воскресением. Неделею Вайи и Цветоносною, На Всенощной освящаются молитвой и окроплением святой воды, распускающиеся ветви вербы (вайа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми, при зажженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение).

Вербным Воскресеньем заканчивается четыредесятница и наступает Страстная Седмица.

Во время Великого Поста, в церкви и дома, читается покаянная молитва святого Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков, аминь.

Три субботы - второй, третьей и четвертой недель Великого поста установлены для поминовения усопших: Великопостные родительские субботы.


Шаруманище
 
ШаруманаДата: Среда, 25.02.2009, 20:25 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 322
Репутация: 2
Статус: Offline
Великий пост и постная трапеза (из истории)

Сколь часто постный стол отождествляют с вегетарианским. Это не верно, поскольку основу вегетарианских блюд составляют продукты животного происхождения: масло, молоко, сметана, сыры, яйца. Постный же стол исключает из своего рациона эту пищу. Рыба разрешается всего два раза - на Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и на Вербное Воскресенье (В этом году оно совершается 24 апреля). В Лазареву субботу разрешается икра. В субботы и воскресенья, а так же и в дни некоторых особо чтимых святых дается разрешение на постное масло (елей) и вино. Первый день поста - Чистый понедельник - и предпоследний - Великий пяток (Страстную Пятницу) - рекомендуют проводить вообще без пищи. В остальные же дни соблюдать умеренность и ограничивать себя в еде.

"Чувственный Человек ничему не противится с такой силой, как святому посту", - говорит архиепископ Иннокентий (Борисов), - "Посещать богослужения, приступать к исповеди - на все это соглашаются даже чувственные люди, но возложить на себя иго поста - это кажется для многих христиан слишком тяжелым и даже опасным бременем. Как же без поста ты думаешь быть истинным христианином? Другие говорят, что опасаются за свое здоровье. Вам жаль вашего слабого сложения? Сжальтесь же над ним действительно, и дайте покой своему чреву... В награду вы получите крепость и легкость, особое чувство здоровья, которого теперь не имеете. Желание пищи, испорченное пресыщением, сделается, живее и благороднее."

В Великий Пост церковный устав различает 4 степени поста: "сухоядие" - т.е хлеб, овощи и фрукты - свежие и квашеные; "варения без елея" - варенья и овощи без растительного масла; "разрешение на вино и елей" - вино испивается мерой для укрепления сил постящихся; "разрешение на рыбу" - рыба разрешается только в праздники Благовещения и Вербное воскресенье.

Рецепты многих постных блюд сохранились со времен крещения Руси и имеют греческое происхождение. В Древней Руси рецепты передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Изменений в рецептах и технологии приготовления почти не было, и в постные дни разных столетий ели те же блюда, что приготовляются ныне современными хозяйками. Добавлялись лишь новые овощи: до конца 17 века на Руси распространены были только капуста, чеснок, лук, огурцы, редька и свекла.

Всем известна старая русская поговорка: "Щи да каша - пища наша". И как нельзя лучше она подходит к постной трапезе.

Из первых блюд были распространены щи, уха, рассольники. К горячим щам подавали пироги с начинками из каш. В постные нерыбные дни пироги пеклись с грибами, маком, горохом, репою, капустой и разными ягодами. В постные рыбные дни пеклись пироги с различными видами рыбы. Для такой начинки каша обычно перемешивалась с мелко искрошенной рыбой.

Каша всегда была одним из основных блюд постной трапезы. В основном ели гречневую и овсяную каши. А подавались они, как правило, с постным маслом. Пшенная каша на Руси была редкостью.

Делали в пост и оладьи, блины, хворосты, кисели. Блины делались красные и белые: первые из гречневой, вторые из пшеничной муки. Подавались к столу с патокой, сахаром и медом.

Издревле на Руси ели кислую и отварную свежую капусту, луковники, левашники, пироги с горохом и овощными начинками, овсяный кисель, караваи с грибами и с пшеном, грибы вареные и жареные, разные блюда из гороха: горох битый, горох тертый, горох цеженый, сыр гороховый, то есть твердосбитый мятый горох с постным маслом, лапшу из гороховой муки, творог из макового молока, хрен, редьку. Ко всем блюдам любили примешивать пряные приправы, а в особенности лук, чеснок и шафран.

Многие традиционные рецепты постной трапезы ныне забыты. В каком доме сейчас встретишь настоящую русскую печь? А ведь без нее невозможно приготовить эти старинные кушанья. Большинство из русских блюд наверное перестали быть актуальными по причине их длительного приготовления: большинство блюд приготовлялись хозяйками в течении нескольких дней. Очень распространены были на Руси похлебки, полевки, солодуха, кулага.


Шаруманище
 
ШаруманаДата: Среда, 25.02.2009, 20:27 | Сообщение # 5
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 322
Репутация: 2
Статус: Offline
Давайте заглянем в историю традиционной постной кухни.

Полевка - это похлебка из заквашенного ржаного теста - расчины. Расчину ставили накануне, и, когда она достаточно закисала, из нее готовили полевку. В горшке кипятили воду, добавляли соль, лавровый лист, репчатый лук, расчину и взбивали колотовкой (мутовкой), выполнявшей в прошлые века роль миксера. Полевку заправляли луком, сушеными грибами, сельдью, вяленой рыбой, снятками.

Солодуха - жидкое блюдо, но не суп, а десерт, она кисло-сладкая на вкус. Приготавливалась Солодуха так: муку самого тонкого помола заваривали горячей водой и размешивали до получения очень жидкого теста (до консистенции жидкой сметаны). Затем взбивали и оставляли на полчаса, либо час в теплую печь, чтобы температура раствора поддерживалась приблизительно на уровне 35-40оС. За это время его несколько раз размешивали и, дав слегка остынуть, выливали в дежу (квашню), где на стенках были остатки прежнего ржаного теста (или бросали кусок старой закваски), добавляли мед, размешивали и сверху слегка присыпали мукой. Далее закрывали полотенцем и ставили в теплое место. Когда тесто начинало бродить, разливали его по горшкам, плотно закрывали и ставили что называется в вольный печной дух на 10-12 ч (с вечера до утра). Затем вынимали из печи горячие горшки, быстро и как можно более резко охлаждали, выставив на сильный мороз или погрузив в снег. Потом снова горшок с солодухой ставили в печь. Такую операцию проделывали три раза, после чего Солодуха считалась готовой. Она приобретала свой характерный хлебный кисло-сладкий вкус, медовый аромат и розоватый цвет.

Кулага - это блюдо близко солодухе и тоже десерт. Однако процесс ее приготовления затягивался на сутки и более. Ее готовили из ржаного солода, она была сладкой на вкус. Для приготовления кулаги отваривали картофель в кожуре, охлаждали, очищали, тщательно толкли, чтобы не осталось комков. Затем замешивали солодом (просеянной ржаной мукой) полугустое тесто, перекладывали в глиняный горшок и, закрыв крышкой, ставили в русскую печь, подгребая со всех сторон к горшку горячие угли. Через час горшок вынимали, хорошенько взбивали массу колотовкой, вновь закрывали крышкой и ставили в печь еще на час. Затем горшок вынимали из печи, снимали крышку и, охладив, перекладывали кулагу в деревянную посуду, прикрывали рушником и ставили в теплое место (на русскую печь) еще на сутки для закисания, следя при этом, чтобы она не слишком перекисала. Затем ее вновь перекладывали в глиняный горшок и, закрыв крышкой, ставили в печь для запекания. Спустя еще несколько часов кулага была готова. По внешнему виду она напоминает кашу, но так густа, что ее можно резать ножом. Цвет кулаги золотистый, бежевый, кремово-розоватый, на вкус она кисло-сладкая, с медовым ароматом. Кулагу ели холодной.

Толокно - это блюдо готовили из овса, выдержанного в продолжение ночи в теплой русской печи. При этом мука, полученная из такого зерна, теряла способность образовывать клейковину, зато хорошо набухала в воде и быстро густела. Толокно замешивали на охлажденной кипяченой воде, приправленной солью. Толокном обычно полдничали, так как между обедом и ужином проходило достаточно много времени, ужинали перед сном.

Как же быстро летят недели Великого Поста. Конечно же, путь этот нелегкий. Любой пост - это подвиг, который мы несем по своим силам. И в конце этого пути неизъяснимая радость и покой рождаются в душе каждого, кто достойно нес свой маленький подвиг, с нетерпением ожидая Светлое Христово Воскресение - Пасху.


Шаруманище
 
ТанюшаУмницаДата: Среда, 25.02.2009, 23:15 | Сообщение # 6
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 14
Репутация: 1
Статус: Offline
О причащении в дни Великого Поста.

Дни Великого Поста - это время спасительное, время, когда Божественное слово снимает с очей наших пелену греховной ночи и мы вступаем в область света, в область духовного делания.

Что необходимо нам с вами в эти великие дни? Необходимо горячее желание освободить самих себя с помощью Божественной благодати от уз греха и вступить в тесный союз с добродетелию. Необходимо совершить то, о чем вещает нам святой апостол Павел: отвергнуть дела тьмы и облечься в оружие света.

Внемлем же мы апостольскому гласу и с радостным сердцем вступим в дни святой Четыредесятницы. Вступим на путь борьбы со всякого рода греховными склонностями, пусть никто не робеет, пусть никто не страшится спасительного подвига. Знаю, что предстоит много труда, прежде чем мы достигнем освобождения от уз греха, но пусть это нас не устрашает. Господь с нами, Господь близ нас. С Господом будет нам легко. Итак, примемся за духовное делание!

Благословляю каждого из вас определить свои телесные и духовные возможности и возложить на себя посильное телесное воздержание, обращая главное внимание на очищение своей души. Постарайтесь поговеть и принять святые Тайны трижды: на первой седмице Поста, на четвертой и на Страстной - в Великий Четверг.

 
Форум » Православный Форум » Православная кухня » Великий Пост. (Общая статья. Экскурс в прошлое)
Страница 1 из 11
Поиск:


Copyright MyCorp © 2016